Стоит ли для детей иностранцев делать особый экзамен по чешскому?
Школьники, для которых чешский язык не является родным, часто проваливают выпускной экзамен по чешскому. Прежде всего, они имеют проблемы с сочинениями, поскольку требования к ним установлены для носителей языка. Чешская школьная инспекция (ČŠI) рекомендовала системное решение выпускных экзаменов для этой группы учащихся. Они должны сдавать этот экзамен с учетом того, что чешский язык является для них иностранным.
В настоящее время иностранные граждане, проживающие в Чехии менее четырех лет, имеют право на продление времени для подготовки дидактического теста в течение пятнадцати минут. Для написания сочинения у них есть дополнительные тридцать минут и они могут пользоваться словарем для перевода и словарем литературного чешского языка.
Оценивание иностранцев как носителей языка
Кристина Титерова (Kristýna Titěrová) из компании META, в течение длительного времени занимающаяся проблематикой образования иностранцев в чешских школах, обратила внимание на то, что этих преимуществ многим иностранцам недостаточно. Концепция выпускного экзамена состоит в том, что это экзамен для носителей языка, проверяющий уровень владения родным языком.
Как дидактический тест, так и письменная работа требуют языковых навыков и чувства текста. Иностранцам это дается с большим трудом. Только приложив огромные усилия и имея талант к языкам, человек из другой страны способен справиться с таким заданием. Это все равно, что чехи конкурировали бы на сдаче экзамена по иностранному языку с носителями языка.
Конечно, многое зависит от длительности пребывания иностранца в Чехии, различиях в языках и достигнутом уровне владения ими. В любом случае, получается, что иностранец учит чешский язык как родной, к тому же применяя методы изучения родного языка, а это явно не упрощает ситуацию.
Центр оценки достижений в области образования (Cermat), организующий выпускные экзамены в Чехии, не владеет статистикой по иностранцам, которые успешно сдали выпускные экзамены. Анкетирование организации META за 2013 год показало, что школьники с другим родным языком гораздо менее успешны в сдаче выпускных экзаменов, чем носители языка. Многие из них вообще не были допущены к экзаменам из-за опасений, что они его не сдадут.
Предложение сдавать чешский как иностранный
В анкетировании также приняли участие представители средних школ. Помимо прочего, они жаловались, что при оценке работы над сочинением иностранцев упрекали в бедном словарном запасе или использовании нечешских слов.
В одной из южночешских гимназий студент из Вьетнама провалил экзамен. Причем по остальным предметам у него были оценки не ниже «двойки» (по-нашему, «четверки»). Профессиональная художественная школа в Либерецком крае также утверждает, что благодаря хорошей репутации международного учебного заведения к ним приходят учиться иностранные студенты, которые после учебы планируют вернуться домой. Для них выпускной экзамен по чешскому языку является тяжелым испытанием.
META в своих системных рекомендациях предлагает позволить иностранцам сдавать экзамен по чешскому языку как по иностранному на уровне B2, что является достаточным и для учебы в чешских университетах. Подобная система функционирует, например, в Финляндии.
Инспекция обнаружила, что в 1200 средних школах Чехии училось в прошлом году более 9 000 школьников с другим родным языком, из них было 7000 иностранцев. В отличие от начального образования в средних школах, в соответствии с законом, не существует никакой языковой поддержки. Единственное, что школьникам могут быть отменены вступительные экзамены, а уровень владения языком проверяется на собеседовании.
Мнения родителей:
Анна, мама школьника Кирилла, в Чехии живет три года:
«Когда мы приехали, Кирюша пошел в девятый класс чешской школы. Мы очень переживали за него, все-таки девятый класс — это уже очень серьезно. Наняли репетитора, чтобы он занимался с ним чешским языком. В школе к нему относились хорошо, а когда он начал понимать язык, то сразу появились первые друзья.
Перед выпускными экзаменами он готовился вместе с другом-чехом. Сдал успешно, и я очень рада! Конечно, это тяжело, но мне кажется, что не имеет смысла вводить какие-то другие экзамены для иностранцев. Мы ведь приехали, чтобы жить здесь и интегрироваться в среду. На мой взгляд, к чешскому языку надо относиться не как к иностранному, а как ко второму родному. Иначе наши дети будут здесь вечными иностранцами. Сейчас Кирилл учится в университете, и чешский язык для него стал практически родным. Я бы не хотела, чтобы для иностранцев делали исключения при сдаче экзаменов. Может быть, это больше относится к вьетнамцам или китайцам, которым гораздо сложнее выучиться славянский язык, чем нам».
Ксения, мама двух школьников, приехала в Чехию год назад:
«Я была бы рада, если бы в нашей школе ввели такие новшества. Вижу, что с моими детьми учится много иностранцев, и им очень сложно. Мы недавно приехали в Чехию. И в будущем, возможно, дети овладеют чешским языком очень хорошо. Но пока я с ужасом думаю о предстоящих экзаменах. Да, мои дети уже понимают язык, учатся, программа не очень сложная. Но письменный чешский все-таки дается им нелегко. Я не представляю, как мы будем сдавать экзамены. Сейчас думаю о том, чтобы найти хорошего учителя и заниматься дополнительно. Мне кажется, это очень здорово, что в Чехии есть такие организации, которые думают о детях иностранцев. Нам действительно нужна языковая поддержка. Маленьким детям проще при переезде, они воспринимают другой язык гораздо легче, чем школьники. Считаю, это очень правильное решение — оценивать знания по чешскому языку как иностранному. Ведь это же не для всех будет применяться, а только для тех, кто живет в Чехии меньше четырех лет».