Несмотря на то, что многие иностранцы проживают в Чехии далеко не первый год, не все знакомы с деятельностью некоммерческих организаций, сотрудники которых могут помочь не только в решении различных юридических, социокультурных и бытовых вопросов, но даже поддержать при подаче документов на продление ВНЖ или ПМЖ или сопроводить в какое-либо учреждение Чешской Республики. К таким организациям относятся подразделения Епархиального благотворительного фонда (Diecézní charita), занимающиеся консультированием иностранцев и беженцев.
Редакция газеты «Эксперт» решила посетить региональное отделение фонда — Консультационный центр для иностранцев и беженцев в городе Пльзень (Poradna pro cizince a uprchlíky), побеседовать с его заведующей, госпожой Кларой Заховой (Mgr. Klára Zachová), и узнать, в чем заключается деятельность его сотрудников, какую помощь иностранцам они оказывают, а также посоветоваться с ней по некоторым наболевшим проблемам пребывания иностранцев на территории Чехии.
Далее по теме
Деятельность Консультационного центра
Здравствуйте, госпожа Захова. Расскажите, пожалуйста, чем занимается Консультационный центр для иностранцев и беженцев Епархиального благотворительного фонда в городе Пльзень? Какие вопросы вы решаете и какие услуги предлагаете иностранцам?
Наш центр консультирует иностранцев и беженцев по социальным и правовым вопросам. Например, мы предоставляем сведения, связанные с разрешением на пребывание, трудоустройством, социальным обеспечением, медицинской помощью, образованием, проживанием, получением политического (и не только) убежища, гражданства ЧР и т.п. При необходимости мы сопровождаем иностранцев в учреждения, помогаем с различными административными вопросами, в случае безвыходной ситуации клиента предоставляем материальную помощь. В центре проходят курсы чешского языка для начинающих и продолжающих, мультикультурные мероприятия. Также наши сотрудники проводят встречи в учебных заведениях с теми учащимися, которые заинтересованы в получении сведений по вопросам социальной работы с иностранными гражданами. Наши клиенты могут воспользоваться компьютерным классом с бесплатным доступом к интернету.
Сколько в среднем иностранцев пользуется услугами Консультационного центра?
В прошлом году работники центра провели 1136 консультаций для 420 иностранцев.
Каковы основные принципы работы ваших сотрудников?
Наши услуги предназначены для всех иностранных граждан (наша целевая группа), вне зависимости от возраста, вероисповедания, социального положения и гражданства. При работе мы опираемся на индивидуальные требования клиентов, стимулируем развитие их самостоятельности, помогаем их включению в общество. Социальный работник всегда уважает личность иностранца, знакомит его с доступными средствами и возможностями решения его проблемы так, чтобы он мог самостоятельно принять решение на основе полученных сведений. Конечный выбор того или иного пути остается исключительно за клиентом.
Существует ли какая-то типичная проблема, с которой иностранцы обращаются в Консультационный центр чаще всего?
Нет одной такой типичной проблемы. Иностранцы часто обращаются к нам за помощью по вопросам, связанным с разрешением на пребывание — идет ли речь о временном пребывании или ПМЖ. Также увеличилось количество клиентов, которые интересуются получением гражданства Чешской Республики. Востребованными являются и консультации по вопросам трудоустройства (например, если иностранец ищет работу или у него есть какие-то проблемы с работодателем), а также по социальным пособиям и медицинскому страхованию.
Консультационный центр и ситуация на Украине
Зафиксировали ли вы увеличение количества клиентов в связи с ситуацией на Украине (например, увеличилось ли количество украинцев, которые просят им помочь с получением ПМЖ в Чехии и т.п.)?
В связи с событиями на Украине мы пока не отмечаем никаких изменений или роста количества клиентов из этой страны. Относительно ПМЖ можно сказать, что в целом увеличилось количество иностранцев, которые получили этот статус или подали необходимое заявление для его приобретения в связи с тем, что все большее их число выполняет необходимое для этого условие, установленное законом, а именно проживают пять лет на территории ЧР.
В последнее время увеличилось количество случаев, когда органы миграционной политики слишком долго рассматривают заявления, касающиеся пребывания беженцев и иностранцев — например, некоторые ждут ПМЖ год, а иногда и больше. При этом чиновники не соблюдают сроки, установленные законом. Что можно сделать в такой ситуации? Что бы вы могли посоветовать?
Несоблюдение законом установленных сроков со стороны Комитета по делам беженцев и миграционной политики Министерства внутренних дел ЧР не является чем-то необычным. Эта проблема существует уже в течение долгого времени. Она появилась после перевода документооборота и администрирования разрешений на долговременное пребывания из полиции по делам иностранцев в Комитет по делам беженцев и миграционной политики (чеш. OAMP) в 2011 году и, помимо всего прочего, связана с недостатком кадров, с которым в Министерстве внутренних дел пытаются бороться. Иностранцы, которых это касается, долговременно находятся в состоянии неопределенности, и это причиняет им ряд неудобств, причем самое катастрофическое несоблюдение сроков наблюдается в Праге. В некоторых случаях с этим можно бороться с помощью так называемых жалоб на бездействие чиновников. Сложившуюся ситуацию давно критикует, например, Консорциум негосударственных организаций, работающих с мигрантами в ЧР или общественные правозащитники.
Среди иностранцев нередко бытует мнение, что некоммерческие организации не могут помочь, и поэтому многие из них пользуются различными посредническими услугами. Как часто вы встречаетесь с подобным мнением? Удается ли вам переубедить иностранцев?
С такой точкой зрения непосредственно в нашей работе мы не встречаемся слишком часто, тем не менее, правда, что у определенной части иностранцев появляются такие мысли. Конечно же, самым лучшим доказательством для иностранца является его собственный положительный опыт, рекомендация какого-нибудь знакомого, который уже воспользовался услугами некоммерческой организации. Иногда также к нам приходят иностранцы, оказавшиеся в ситуации, когда из-за посредника они попали в трудное положение, из которого не могут выйти самостоятельно. В Пльзени и во всей Чешской Республике работает целый ряд некоммерческих организаций, специализирующихся на поддержке иностранных граждан. У большинства из них есть многолетний опыт работы и квалифицированные социальные работники и юристы. Все услуги предоставляются бесплатно. Финансирование поступает из нескольких источников, например, из фондов Европейского союза, бюджета ЧР (напр., дотации министерств, краевых или городских властей) и др.
Консультационный центр помогает с выплатой зарплат
Второй крупной проблемой иностранцев является нелегальное трудоустройство, за которое они могут не получить заработную плату. Есть у вас такие клиенты? Существуют ли какие-то способы, которые могут помочь иностранцем получить эти деньги?
Трудоустройство без трудового договора, отказ выплачивать зарплату или ее часть, неисполнение обязанности выплаты за работника медицинского и социального страхования — все это, к сожалению, очень распространенные проблемы, с которыми встречаются иностранцы, причем, как правило, тогда, когда они нашли работу через агентство или посредника. Если иностранцу не выплатили зарплату, первым шагом решения проблемы может быть письменный призыв к работодателю решить эту проблему. Иногда помогает, если иностранец начнет процесс взыскивания причитающихся ему денег именно совместно с какой-нибудь некоммерческой организацией. Контролем над соблюдением трудовых взаимоотношений и условий труда занимаются Региональные инспекции по труду. Кроме проведения проверок работодателей и при необходимости обложения штрафами, эти учреждения также предлагают бесплатные консультации относительно охраны трудовых отношений и контроля условий труда (адреса отделений и другие полезные сведения можно найти на сайте Государственной инспекции по труду www.suip.cz). В отдельных случаях инспекции по труду не могут вымогать невыплаченную заработную плату, однако работник может подать туда жалобу или запрос о проверке своего работодателя, который нарушает его права. Если работник предупредит своего работодателя о том, что он собирается подать такой запрос, это также может принести определенный эффект. Еще одним путем решения проблемы является обращение в суд. Для успешного исхода дела важно всегда начинать заниматься всеми вопросами вовремя и стараться собрать как можно больше доказательств в свою пользу.
Если иностранец попадет в затруднительную ситуацию, что вы ему можете посоветовать? Как он должен действовать? Как он может связаться с вашим Консультационным центром?
Если иностранцу, проживающему в Пльзени, необходима наша помощь, он может лично прийти к нам. Мы находимся по адресу: Cukrovarská 16. С нами также можно связаться по электронной почте poradna@dchp.cz, ВКонтакте http://vk.com/club65437492 или по телефонам 377 441 736 и 731 433 008. Всю информацию можно также найти на нашем сайте: www.dchp.cz. Что касается Праги, то там работает Миграционный центр (Středisko migrace), его адрес: Pernerová 20.
Интервью взяла главный редактор газеты “Эксперт” Анастасия Шестакова