Во всех многонациональных экономических и политических объединениях, которые соседствуют с небогатыми государствами, испытывающими проблемы самого различного порядка — от диктаторских властей до отсутствия стабильности и высокого уровня безработицы, вопрос нелегальной миграции стоит достаточно остро.
Евросоюз не исключение. Кажется, именно сейчас эта проблема приняла особое звучание. Свобода передвижения внутри ЕС резко противопоставлена сложностям в оформлении документов, а порой и невозможности их получения теми, кто живет по ту сторону европейских границ. Причем у Евросоюза сразу два больных места — южные и восточные границы. Но если через последние в Европу попадают в основном рабочие нелегалы, то Средиземное море с завидной регулярностью обеспечивает ЕС мигрантами несколько иного порядка и в гораздо большем количестве.
Что же предпринять?
В результате руководство ЕС ломает голову над тем, как остановить поток людей, хлынувших в Европу из Северной Африки. Именно отсюда, в частности из Ливии, прибывает около 80% беженцев. В Брюсселе озабочены этой проблемой, и совещаниям там нет конца. Причем политики порой выдвигают предположения, которые, по мнению экспертов, не затрагивают сути вопроса. Например, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) в качестве чрезвычайной меры предложил установить национальные квоты по приему беженцев, чтобы снять чрезмерную нагрузку со стран Южной Европы, а также Германии и Швеции. В расчет будут приниматься различные показатели: размер ВВП, численность населения, уровень безработицы и количество уже принятых мигрантов. До сих пор многие страны-члены ЕС блокировали это предложение.
Кстати, чешская общественность весьма бурно прореагировала на это предложение. Президент Чехии Милош Земан считает, что введение квот не приведет к снижению миграции как таковой, а тем более, нелегальной. Распределение мигрантов между отдельными европейскими государствами может и спасет те страны, в которые они переселяются в массовом количестве, но уж точно не будет способствовать их интеграции в европейское общество. «Я боюсь, что перебрасывать беженцев, рожденных в одной культурной среде, в совершенно иную культурную среду, это точно так же, как и пересаживать старое дерево, которое все равно погибнет или будет расти в неблагоприятных условиях», — сказал он. По мнению Земана, Европейский парламент может создать систему квот на прием беженцев, но ее реализация находится в компетенции исключительно национальных властей.
Куда более решительно выглядит последняя инициатива ЕК: Евросоюз собирается получить от Совбеза ООН мандат на принятие всех необходимых мер, в том числе силовых, против контрабандистов, организующих нелегальную транспортировку мигрантов из Ливии. Это предполагает задержание и проверку всех судов с беженцами, арест перевозчиков и даже уничтожение плавсредств. Такие намерения, по мнению наблюдателей, вводятся в преддверии весьма опасной военной операции ЕС. В случае получения этого мандата, ЕС сможет направлять военные суда в территориальные воды Ливии и даже проводить операции на ливийской территории. Данный план был подвергнут критике со стороны Китая, России и некоторых европейских стран. Например, МИД Германии заявил, что военная операция станет борьбой с внешними симптомами болезни, тогда как истинные причины миграции лежат намного глубже. В эффективности подобных мер сомневается и Запад. Формально для проведения операции потребуется согласие международно признанного правительства Ливии, но оно уже подвергло резкой критике планы ЕС по проведению операций на ливийской территории, назвав их нарушением государственного суверенитета.
Бурная дискуссия
На страницах европейской прессы и в интернете не прекращаются споры по поводу оценки ситуации, связанной с наплывом нелегальных мигрантов из Северной Африки, а главное, о путях выхода из нее.
Некоторые поддерживают силовую инициативу, решительно требуя не выпускать в море ни одного судна из портов Ливии, а при необходимости высадить на ливийском побережье воинский контингент. Только так, думают они, Европе удастся усмирить «банды ливийских контрабандистов».
Большинство осуждает такие меры, ведь еще во время западного вторжения в Ливию в 2011 году все узнали цену «мандатам ООН», противоречащим общечеловеческой морали. Кроме того, поддержание морской блокады Ливии обойдется в немалые суммы.
Звучат и мнения, что нужно не только не противодействовать, но наоборот, — облегчить транспортировку мигрантов в Европу и в результате наладить паромную связь с Северной Африкой. Таким образом, якобы, необходимость в контрабанде отпадет, а беженцы смогут беспрепятственно прибывать в ЕС.
Существует еще один вариант — «австралийский». Необходимо немедленно отбуксировать беженцев назад еще до того, как они достигнут берегов Европы. Австралия впервые применила эту систему в 2001 году: когда беженцы не допускались на территорию страны, их размещали на островах, принадлежащих Науру и Папуа-Новая Гвинея. При этом австралийские власти платили за их содержание и репатриацию. Несмотря на международную критику, эта политика принесла результат: в 2014 году поток нелегальных беженцев в Австралию практически прекратился.
Есть также скептики, которые исключают возможность любого решения проблемы беженцев, так как сотни тысяч жителей Африки и Ближнего Востока в любом случае найдут лазейки, несмотря на опасность для жизни. Есть только один практический выход: учредить в Северной Африке (а также в Африке южнее Сахары) представительства ЕС, которые будут решать, кто из мигрантов имеет право на убежище в Европе.
В каком направлении будет двигаться Европа, решая вопрос с нелегальными мигрантами, остается только гадать. Теоретически, страны ЕС нуждаются в притоке беженцев, ведь демографический кризис в регионе налицо. Но какие мигранты необходимы Европе? Молодые и образованные, а таких немного среди нелегалов. Какую политику вести в отношении нелегалов? Что с ними делать? Как ассимилировать? Похоже, обстановка в этой сфере накаляется и все больше выходит из-под контроля европейских властей.