В наше время бурного развития информационных технологий и ускоренного ритма жизни многие родители замечают у своих детей трудности с развитием речевой деятельности. Дети начинают разговаривать позже, чем это было раньше. Им становится все сложнее общаться со сверстниками, тем более, если они живут в другой стране. Интеграция детей порой затягивается на годы, и часто виной тому двуязычие, с которым в Чехии приходится сталкиваться ежедневно. Редакция газеты «Эксперт» побеседовала на эту тему с педагогом-психологом, АВА-терапевтом Катрин Телин.
Далее по теме
Развитие речевой деятельности. Трудности и советы
— Многие дети сегодня начинают говорить позже, чем это было раньше. Изменились ли нормы речевого развития для детей, которые были, к примеру, 30 лет назад и сегодня?
— Официальные нормы, по которым тестируют детей, не изменились. Однако изменилась среда вокруг нас, а нервная система ребенка осталась на том же уровне. Проблема также заключается и в самих родителях, которые сильно влияют на развитие речевой деятельности ребенка. Во многих семьях общение с ребенком и здоровая коммуникация нарушены. Во-первых, родители заняты на работе. Время, которое они проводят с ребенком, крайне ограничено. В основном, мы общаемся с детьми вечером, но этого недостаточно для полноценного общения. Раньше мамы сидели с детьми до трех—четырех лет. Сейчас все стремятся выйти на работу раньше. Этот новый ритм жизни не принес ничего хорошего для наших детей. Зачастую айпады и другие электронные игрушки заменяют ребенку общение с родителями. Информации в окружающей среде в целом стало гораздо больше, и это, конечно, отражается на маленьких детях.
— Какие трудности испытывают дети, находясь в другой языковой среде?
— У детей происходит нарушение коммуникации. Начинаются проблемы с тем, чтобы войти в контакт со сверстниками, которые говорят на другом языке. Дети по-разному начинают общаться: с помощью жестов или другими доступными им способами. Более сильные и уверенные дети находят способы общения с детьми, говорящими на чешском языке. Есть дети, которые попытались несколько раз войти в контакт, у них не получилось, и они начали отказываться ходить на площадки и общаться с детьми.
— Какие советы в таких случаях вы могли бы дать родителям?
— Вы должны подготовить ребенка, с кем и с чем ему придется столкнуться в чужой среде. Представьте себе, что вас отправляют в длительную командировку в другую страну, и при этом даже не говорят, в какую именно. Вы наверняка будете испытывать огромный стресс. Поставьте себя на место ребенка… Ему очень тяжело принимать новые условия и новый язык. Нужно максимально облегчить ребенку нахождение в этой среде, сделать его более комфортным. Есть ряд способов. Во-первых, можно найти репетитора. Во-вторых, самим помочь ребенку постепенно и плавно войти в среду: ходить на какие-то кружки, налаживать общение с другими детьми. Если ребенок сильный, он адаптируется быстрее и лучше. Но есть и другие дети, которым нужна помощь в адаптации, занятия со специалистом. Чтобы уберечь ребенка от стресса, всегда помогайте ему справляться с различными ситуациями. Развитие речевой деятельности требует, прежде всего, внимания со стороны родителей.
Развитие речевой деятельности. Влияние компьютеров
— С какого возраста стоит бить тревогу и обращаться к логопеду, если ребенок молчит?
— Чем раньше, тем лучше. Если малыш молчит в два года, то это уже явный признак того, что его пора вести к специалисту. Не ждите, пока он разговорится сам.
— Влияет ли развитие компьютерных технологий на речевые задержки у детей?
— Очень сильно влияет. Если ребенок еще не разговаривает, а ему уже дают айпады, компьютеры, это все тормозит его развитие. Можно приобщать ребенка к компьютеру, если он уже имеет хороший словарный запас. Если ребенок еще не говорит, то ему ни в коем случае нельзя увлекаться компьютерами! Это будет мешать развитию речевой деятельности.
— Как можно самим заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его речевое развитие?
— Родителями я советую, прежде всего, чтобы они больше играли с детьми. Все занятия проводить не за столом, а в игре. Потому что для маленького ребенка игра — это самое близкое и понятное ему. Дошкольнику интересно рисовать, проводить линии, разыгрывать мини-представления. Игра даст толчок к развитию намного быстрее, чем занятия за столом. Хорошо, когда в игре и в жизни неговорящего ребенка обучают простейшим просьбам: дай, отпусти, помоги, подойди. Потом можно постепенно учить ребенка составлять предложения, расширять дальше его словарный запас. Не задавайте вопросы детям! Потому что вопросы тормозят развитие. Мы должны озвучивать то, что делает малыш. Например, «я взяла мячик», «я надеваю ботинок», «дай мне яблоко». Можно и нужно говорить за ребенка, озвучивать все его желания и просьбы. За каждое слово или звук ребенок должен что-то получить взамен. Необязательно материальное, можно поцелуй или объятие. Обязательно повторяйте то, чего вы уже достигли. Подготовьте среду, чтобы ребенок как можно чаще выходил на контакт с родителями. Должно быть больше ситуаций, где ребенок может тренировать развитие речевой деятельности.
— Что делать, если ребенок не хочет говорить на чешском языке и предпочитает общаться только с русскоязычными детьми?
— Это случается, когда ребенок не может выразить свои просьбы, желания играть во что-то со сверстниками. В этом случае ему нужна помощь специалиста. Его должны научить коммуникации, ввести в коллектив. В Чехии существуют специальные группы для интеграции детей в новую языковую среду, ребенок перед тем, как идет в школу, имеет возможность посещать такие группы. Ему помогут решать проблемы, с которыми он сталкивается в жизни. Если мы хотим воспитать ребенка, который не будет бояться общества и общения, необходимо помочь ему открыть себя!
— Спасибо вам большое за интервью и актуальные советы для многих родителей, живущих в Чехии.
Интервью взяла редактор газеты “Эксперт” Мария Дроздова