Многие хотят открыть свое дело, но не знают, какую сферу для этого выбрать. Остановиться на небольшом кафе или открыть магазинчик? Парикмахерскую или агентство недвижимости? Для тех, у кого есть все возможности начать собственный бизнес, но кто страдает от дефицита опыта и удачных бизнес-идей, есть одно весьма простое решение, и имя ему — франчайзинг.
Франчайзинг — вид торговых отношений, когда одна сторона передает другой за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его организации. Это форма лицензии или «аренды бизнес-концепции», которую можно купить у более раскрученного и узнаваемого бренда и использовать его модель развития, товарные знаки и др.. Приобретая франшизу, вы становитесь представителем бренда и можете рассчитывать на его рекламную и стратегическую поддержку, но за экономическую сторону дела будете отвечать самостоятельно. Итак, чем выгоден франчайзинг в Чехии и каковы его негативные стороны?
Франчайзинг в Чехии
На данный момент в Чешской Республике на выбор начинающим бизнесменам предоставляется 246 франчайзинговых концепций, из них 142 — иностранные, остальные — чешские. Большим успехом пользуются именно иностранные франшизы — частично потому, что многие бренды пришли в Чехию совсем недавно, а некоторым пришлось искать партнеров годами.
Самые популярные чешские франшизы связаны с ресторанным бизнесом. Например, одной из самых распространенных является франшиза пивоваренной компании Bernard. Среди чешских брендов также довольно популярны аптеки Benu, кофейни CrossCafe, агентство недвижимости Evropa, фреш-бары Ugova čerstvá šťáva или сеть магазинов Oxalis čaj&káva.
Кто мечтает о более масштабном бизнесе, может сделать выбор в пользу имен, известных по всему миру, как рестораны Subway или McDonald’s, магазины диетических продуктов Naturhouse, французской косметики Yves Rocher, музыкальные школы от Yamaha и др.
Франчайзинг в Чехии, как способ развития бизнеса, чаще всего используют те компании, которые хотят продвигаться по регионам в виде сети. Для многих из них такой формат бизнеса гораздо более удобен: отнимает меньше времени и приносит больший доход, чем, например, открытие собственных филиалов.
Неважно, какой бренд выбирает начинающий предприниматель — чешский или международный — выгоды будут очевидными. Франчайзинг в Чехии значительно упрощает выход на рынок и снижает риски неудач. Ниже мы рассмотрим выгоды франчайзинга подробнее.
Плюсы франчайзинга
- Чем крупнее бренд, имя и рыночную стратегию которого вы собираетесь использовать, тем больше у вас возможностей получить самую разную консультативную помощь. Советы помогут вам понять, как работает рынок, который вы выбрали, каким образом можно на нем конкурировать, где искать поставщиков продукции или услуг и т.д. На первом этапе становления бизнеса такая поддержка чрезвычайно важна.
- Для того, чтобы начать бизнес по франшизе, нужно совсем немного — стартовый капитал и хотя бы минимальный опыт. С франшизой вы покупаете не просто чужой бизнес-план, но успешную стратегию развития, которая реально работает на практике.
- Сэкономить можно не только на бизнес-плане, но и на порой весьма дорогостоящих маркетинговых исследованиях, ведь анализ рынка и конкурентов за вас уже провели профессионалы.
- Франчайзинг в Чехии также помогает гораздо более точно спрогнозировать расходы и доходы от бизнеса — во многом благодаря тому, что все теории и прогнозы уже проверены на практике.
- С франшизой гораздо легче получить кредит на ведение бизнеса. Банки понимают, что все риски первоначального этапа у бизнесмена, работающего по франшизе, сведены к минимуму, и поэтому охотнее предоставляют кредиты. Чем более известный бренд вы представляете, тем большую суммувам готов одолжить банк.
Минусы франчайзинга
Франчайзинг в Чехии, как и любой вид бизнеса,сопряжен с рисками. Однако при желании их можно минимизировать
- Покупая франшизу, вы связываете свое дело с определенным брендом. Это приносит как выгоды, так и потери. Например, если владелец франшизы решит закрыть свой бизнес, вы не сможете продолжить работу в том виде, в котором вы ее вели до этих пор.. Именно поэтому подобные моменты стоит прописывать в договоре — в документе обязательно должен быть указан период использования франшизы и возмещение ущерба, если компания будет закрыта.
- Когда вы подписываете договор с владельцем франшизы, нужно заранее в письменном виде зафиксировать ваши финансовые и иные обязанности перед ним. Владельцы франшизы часто ставят своих партнеров в весьма жесткие рамки — например, обязуют их покупать продукты определенного качества или у определенных производителей. Нередко по условиям франшизы запрещено добавлять новые услуги в уже имеющийся перечень, что может снизить ваши доходы.
- Выбирая франшизу, отдавайте предпочтение брендам, давно и успешно работающим на рынке. Ведь если владелец франшизы столкнется с какими-то трудностями, они перекинутся и на вас. Однако будьте внимательные с крупными международными брендами — у них слишком дорогие юристы.
- Для покупки франшизы необходимы действительно существенные средства. Ведь вам придется заплатить за возможность использовать бренд, а затем делать еще и ежемесячные выплаты. Вам нужны будут деньги и на стандартные расходы, как покупка оборудования, аренда помещения, реклама, зарплаты сотрудникам и др. Но несмотря на все риски, франшиза все же зарекомендовала себя на мировом рынке как один из самых успешных способов развития бизнеса.