Низкий спрос наблюдается последнее время в Чехии. Среди причин, побуждающих население Чехии ограничивать себя в покупках не только возросший налог на добавленную стоимость. С 2008 года чешское правительство постепенно повышало сниженную ставку НДС с пяти до сегодняшних 15%. Базовая ставка, в свою очередь, равняется 21%.
Однако специалисты считают, что помимо высокого НДС существуют и другие причины осторожного покупательского поведения. Низким расходам способствует также экономическая нестабильность. Так, реальные заработные платы с начала 2011 года (за исключением текущего года) падали. В результате упали и доходы в сфере розничной торговли — в июне (без учета влияния рабочих дней), по сравнению с прошлым годом, они снизились на 1,1%, причем на продукты питания чешские семьи потратили на 3,6% меньше, чем в 2013 году. По данным Чешского статистического ведомства, росла только выручка с продажи одежды и обуви (на 3,8%) и компьютерной и телекоммуникационной техники (на два процента).
Далее по теме
Низкий спрос. Налоги — это еще не все
Растущие налоговые взносы, конечно, не способствуют увеличению объемов потребления. Из-за роста НДС подорожали как товары, так и услуги. Более того, этот налог затрагивает практически все — он действует по всей Чехии во всех сферах продаж, а значит, всегда влияет на выручку компаний.
Потребители испытывают ценовой шок и мгновенно ограничивают покупки. Зачастую важно не столько само увеличение налоговой ставки, сколько те типы товаров и услуг, которые оно затрагивает.
Еще одна причина низкого спроса — неуверенность в будущем, ведь в действительности настоящее оживление чешской экономики до сих пор не наступило.
На объемы продаж влияет также инфляция и уменьшение реальных заработных плат (это означает, что номинальные заработные платы растут медленнее, чем цены на товары и услуги). Например, в 2011 году среднестатистическая чешская семья на товары и услуги потратила 132 тысячи крон. Если бы чешские семьи хотели потратить столько же в 2013 году, им бы пришлось иметь в своих кошельках на 1500 крон больше.
Общую картину не могут изменить даже скидки в супермаркетах. Акции перестают привлекать покупателей, ведь их предлагает практически каждый магазин в Чехии. Согласно оценкам экспертов, в настоящее время в розницу продается всего лишь 40% товаров. Среди розничных сетей идет война, которая таит в себе определенную опасность — продавцы попали в «ловушку скидок» и выйти из нее не так просто.
Низкий спрос вырастет. Важно верить
Аналитики надеются, что объемы потребления товаров и услуг чешскими семьями увеличатся, и низкий спрос вырастет даже в том случае, если ставки НДС останутся на сегодняшнем уровне. По их мнению, самое главное — это вера в лучшее и ощущение, что на полученную заработную плату можно купить столько же, сколько в предыдущем месяце или году. Это значит, что если потребитель почувствует, что экономика стабилизируется, объемы потребления могут вырасти и при существующих налогах.
Для того чтобы расходы начали увеличиваться, согласно мнению специалистов, должны быть соблюдены два условия. Во-первых, необходим рост экономики. Аналитики сомневаются, что в этой сфере в ближайшее время произойдет качественно новый виток развития в лучшую сторону, так как Чехия по-прежнему находится в рецессии, которая продлится еще ближайшие два квартала. Во-вторых, политикам нужно на некоторое время оставить в покое чешскую систему налогообложения, ведь люди не столько обеспокоены размером налоговых ставок, сколько устали от бесконечных изменений и новшеств (за последние двадцать лет налоговые ставки менялись шесть раз, а очередные новинки ожидаются после досрочных парламентских выборов).
Низкий спрос. Высокие налоги вредят даже государству
Слишком высокие налоги мешают не только обычным гражданам. Они не приносят никакой пользы и государству, хотя на первый взгляд может показаться, что существует прямая зависимость между налоговыми ставками и суммой, собранной чиновниками в виде налогов.
Соотношение между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок отражает кривая Лаффера, в соответствии с которой ясно, что при увеличении ставки конкретная сумма растет только до определенной точки, а потом доход (объем поступлений) опять начинает снижаться. Причин здесь несколько. Большие налоги демотивируют граждан, в результате чего многие прекращают вести предпринимательскую деятельность или даже боятся начать бизнес. В таком случае отдельные сегменты рынка становятся нелегальными или полулегальными. Более того, высокие налоги усиливают отток капитала за границу.