Потребление товаров и услуг — важная часть статистики и бизнеса. В этой статье собраны пять специфических черт среднестатистического покупателя в Чехии, с которыми предприниматели должны считаться, предлагая товары и услуги в надежде на высокий спрос.
Потребление товаров и услуг. Ориентированность на цену
Наверное, нет таких покупателей (за исключением мультимиллиардеров), которых бы не волновала цена приобретаемого товара или услуги. Однако в ряде стран это всего лишь один из множества факторов, влияющих на выбор покупателя, и причем не самый решающий. В Чешской Республике уже в течение многих лет цена является ключевым фактором, определяющим намерения клиентов. При наличии одинакового качества (например, у элитного алкоголя), конечно, имеет смысл делать выбор на основании ценового критерия. А вот что касается туристических услуг, то здесь лучше доплатить известному оператору, с которым у клиента был положительный опыт общения, чем испортить отдых. Между тем, чехи и в последних случаях ориентируются, как правило, на цену. О том, насколько эта тенденция сильна в современном чешском обществе, свидетельствует и значительный объем потребления товаров и услуг собственных марок у гипермаркетов и супермаркетов. Хотя нужно добавить, что чешский покупатель не всегда проигрывает, размышляя таким образом, ведь высокая цена еще не дает гарантию высокого качества.
Далее по теме
Потребление товаров и услуг. Любовь к скидкам и распродажам
Слегка утрируя, можно с уверенностью сказать, что товар без скидки или вне распродажи в Чехии продать довольно-таки сложно. Эта привычка, безусловно, связана с предыдущей чертой — чрезмерной ориентированностью на стоимость. К желаниям чехов «покупать все по скидке» приспособились и местные предприниматели. В результате сезон распродаж длится целый год, а одни скидки приходят на смену другим. Этим пользуются некоторые продавцы, и для повышения потребления товаров и услуг, фиктивно снижающие цены. Механизм обмана прост: на ценнике указывается стоимость выше первоначальной, а рядом пишется скидка. В конечном итоге, товар стоит столько же, сколько стоил, но продать его уже намного легче. В Чехии этот трюк стал особенно популярным во время рождественских и новогодних распродаж.
Потребление товаров и услуг. Интернет-магазины — товар забирается лично
Большинство владельцев интернет-магазинов вам подтвердит, что чешские покупатели, как правило, забирают товар лично в контактном месте продавца. Чехи не хотят тратить деньги за доставку, ведь нередко цена посылки превышает стоимость ее содержимого. Кроме того, для чешских клиентов, пользующихся этим способом купли-продажи, характерна высокая осторожность и ценовая избирательность. Именно поэтому передача товара в самом магазине стала преобладать даже над доставкой наложенным платежом (например, около 60% заказчиков в магазине Kasa.cz отдают предпочтение такому виду получения покупки). В таком случае клиент может самостоятельно выбрать, когда ему посетить магазин, что играет немаловажную роль, так как транспортные компании, развозящие товары, часто не могут сообщить точное время доставки. При этом чешский покупатель не хочет долго ждать получения посылки. Потребление товаров и услуг — процесс тонкий.
Популярность передачи товаров в самом магазине связана с небольшими размерами Чехии. Например, в США тяжело представить, чтобы заказчик в Сан-Франциско забирал покупку, сделанную через интернет-магазин, в Нью-Йорке.
Между тем, доля чехов, пользующихся этим «способом доставки» составляет 57%, что на 14% больше, чем среди словаков, 43% которых лично забирают товар в контактном месте интернет-магазина.
Потребление товаров и услуг. Лояльность не в почете
Фирмы пытаются приучить покупателей к брендам и создать из них почитателей своего товара. Но в Чешской Республике им это удается с трудом. Само собой разумеется, что лояльность клиентов зависит от сферы продаж (например, в банковском деле она выше, чем в розничной торговле), тем не менее, практически во всех отраслях чехи в качестве покупателей менее лояльны, чем остальные европейцы.
За низким уровнем лояльности потребителей стоят недостаточно интересные и невыгодные системы скидок для постоянных клиентов, предлагаемые чешскими предпринимателями. Согласно исследованиям компании Ipsos, в 2010 году клиентскими картами супермаркетов пользовались только 12% чехов. Кроме того, только половина из них была довольна условиями и выгодами предложенной системы скидок. В Чехии пока мало фирм, которые осознают значение бренда для создания высокой потребительской лояльности, потому что качество товаров и услуг уже не является чем-то исключительным, но, скорее, обязательным аспектом торговли, а решающим фактором при выборе все чаще становятся эмоции и личные ассоциации.
Потребление товаров и услуг. Консервативность в способах оплаты
Несомненно, в Чехии растет популярность современных методов оплаты. Теперь многие пользуются банковскими картами (в том числе и бесконтактными), а перевод средств через Интернет или мобильный телефон уже давно не является чем-то особенным. Несмотря на это чешский покупатель консервативен и недоверчив. Это доказывает и то, что большинство по-прежнему пользуются наложенным платежом, наряду с оплатой наличными. В случае с телекоммуникационными услугами все еще преобладает отправка денежных средств через почтовое отделение. Чехи не любят менять свои привычки, даже во имя скорости и высокого комфорта.