То, что отсутствие единой политики в Евросоюзе, отсутствие единого мнения на самые различные вопросы ставит под угрозу прежде всего целостность Шенгенского пространства, кажется, стало понятно абсолютно всем. Особенно это сказывается на проблемах в области миграции.
Экономика экономикой, а реальные нерешенные задачи, разногласия между отдельными странами ЕС относительно того, что же делать с беженцами, находящимися на территории Европы или только собирающимися приехать в Старый Свет с целью действительно попросить убежища (?), переждать военные действия (?), вторгнуться в Европу (?), с каждым месяцем набирают свои обороты. Цель приезда толп лиц арабской национальности мало ясна. Конечно, никто не сомневается в том, что жить под обстрелами просто невозможно, но, что называется, «под шумок» в Венгрию, Германию, Австрию, Чехию попали и те, кто хотел оказаться здесь независимо от того, идет война в стране предыдущего места жительства или нет.
Армия или беженцы?
Кстати, если мы заговорили о социальных характеристиках беженцев, даже неискушенный наблюдатель заметит среди них множество любопытных аспектов, видных и невооруженным глазом. То, что в общей массе арабские беженцы — это здоровые мужчины, молодые, в расцвете сил, стало уже притчей во языцех. Напомним, что именно об этом венгерский премьер Виктор Обан открыто заявил на конгрессе Европейской национальной партии в Мадриде. Беженцев, направляющихся в Германию и Швецию, он описал такими словами: «Они выглядят как армия… Это миграционная волна, состоящая из экономических беженцев и иностранных солдат. Это неконтролируемый и нерегулируемый процесс».
Сравнение моментально облетело весь мир и в том или ином виде появилось в высказываниях множества политических и общественных деятелей. Вроде бы общее место. До того момента пока вы собственными глазами не увидите списки беженцев, а сделать это можно, например, в местном отделении Полиции по делам иностранцев ЧР, где на стендах, как правило, висят списки лиц, обнаруженных в задержанных фурах и автобусах. Женщин — единицы. Судя по фамилиям, они являются членами семей, сбежавших в Европу. Возраст беженцев — максимум 35 лет, но в основном — от 20 до 30. Страны — Сирия, Ирак и Афганистан. Где же дети? Где пожилые? Где матери, сестры, дочери? Остается только догадываться…
Виктор Обан говорит о неконтролируемой экономической миграции, и, по-моему, это один из ключевых моментов в понимании проблемы. Примеров переезда в поисках лучшей жизни миллион. Взять хотя бы украинцев, представляющих одну из самых многочисленных групп иностранных граждан в Чехии из государств, не входящих в ЕС. Выходцы из западных регионов страны, далеких от неспокойной Восточной Украины, традиционно в течение десятков лет ездят на заработки в Польшу и Чехию, многие нелегально, а многие и обосновались в этих европейских странах (и не только этих) целыми семьями. Но согласитесь, что это кардинально иной пример миграции. Цель приезда украинцев ясна, и их пребывание на территории, по крайней мере, Чехии регулируется законом, законом «Об иностранных гражданах». А вот от последних беженцев, приехавших в Европу, что-то не слышно возгласов «дайте мне работу!», поэтому и их волна в корне отличается от предыдущих наплывов иностранцев. Не говоря уже о том, что сами европейские власти пустили их буквально безо всяких законов и теперь толком и не знают, что с ними делать. Отсутствие контроля налицо.
Шенген нуждается в единой политике
Чехия фактически не выразила согласия принять беженцев и, по крайней мере, если и позволяет им осесть на своей территории, то осторожно и в соотвествии с местным законодательством. Венгрия, понятно, вообще не рада всему происходящему, ведь вокзал-то штурмовали в Будапеште, а не где-нибудь в Германии. Да и сама Германия словно замерла в ожидании — а что будет дальше? Между тем европейские верхи не могут. В первую очередь, не могут выбрать единый путь решения создавшейся проблемы. И как же его найти, если у всех разные мнения по этому поводу?
Дело зашло настолько далеко, что еще в начале осени была поставлена под сомнение сущность Шенгена (свобода передвижения) и, более того, сама возможность его жизнеспособности. «Отсутствие единой европейской миграционной политики может привести к развалу Шенгенского соглашения и ограничения на свободу передвижения в Европе», — так заявил спецпредставитель генерального секретаря ООН по вопросам миграции и развития Питер Сазерленд. « Шенген совершенно точно может развалиться и, вероятно, развалится, если у нас не появится единой европейской политики в области миграции. Шенген под угрозой — одно из самых великих достижений Евросоюза и один из самых полезных аспектов публичной политики, в том числе для стран, которые отказываются быть частью общей политики ЕС, особенно в Центральной и Восточной Европе», — сказал он. Вы только вдумайтесь: беженцы, попавшие в Евросоюз без паспортов и виз, проехавшие не одну страну на пути к своей цели, станут причиной распада единого пространства Шенгена, которое изначально было создано для свободы перемещения как граждан, так и товаров и услуг. Не парадоксально ли?
Но еще более странным может оказаться нежелание отдельных европейских стран стремиться к компромиссам в поиске единых политических решений относительно передвижения и нахождения беженцев. Сазерленд считает, что «прятаться за собственными границами внутри Европы — это самообман. Это не приведет к решению миграционной проблемы. Должен быть совместный, единый европейский ответ. И те, кто избегает этой политики, заплатят цену в виде ограничения на передвижение, свобода которого была очень важна для развития ЕС. Я думаю, Евросоюз это переживет как объединение, но это приведет к серьезным потрясениям». О том, что состояние на грани критического, заявил и председатель Евросовета Дональд Туск: «Достигнута критическая точка в попытках решить вопрос с масштабным наплывом беженцев». Он считает, что страны Евросоюза должны прекратить взаимные обвинения и вместе выработать концепцию действий, ведь военные конфликты в Ираке и Сирии еще не скоро будут завершены, поэтому миллионы человек потенциально могут устремиться с Ближнего Востока в Европу.
Тем не менее, это всего лишь общие слова. Что понимается под общей политикой в отношении беженцев? Из слов Туска не особо понятно, а вот канцлер Германии Ангела Меркель уточняет: «Если мы не сможем договориться о справедливом распределении беженцев, то вопрос о Шенгенской зоне для многих окажется на повестке дня». То есть хочешь не хочешь, а принимать беженцев все равно придется. Что делать тем, кто против? Судя по всему, остается только подчиниться… А что делать потом с беженцами? Как социализировать их, например, в чешской среде, где в отличие от той же Германии нет такой мощной арабской диаспоры и, возможно, даже нет эффективных механизмов по их включению в местное общество. Где они будут работать? На заводах? Рука об руку с самими чехами и чешками? Убирать в ресторанах, где даже простая работница, официантка, с точки зрения мусульманского мужчины выглядит более чем вызывающе? Кто им разъяснит социокультурные традиции и привычки чехов, когда на их глазах не будет даже массового примера других арабов, адаприровавшихся в стране?
Шенген – что будет?
Возможны два сценария: большинство беженцев останется в Европе или большинство из них ее покинут (в принудительном или (?) добровольном порядке). В первом случае, если не будет четкого плана, что с ними делать, и согласованных договоренностей со всеми странами ЕС, миграционный кризис только усилится, и тогда путь один — Евросоюз отменит свободу передвижения и введет постоянный пограничный контроль, тем более, что отдельные прецеденты введения проверок на границах между некоторыми европейскими государствами уже имеют место (из числа последних: Мальта с 4 ноября по 3 декабря отказалась от безвизового режима в рамках Шенгенского соглашения в связи с проведением в столице международной конференции по проблемам миграции). Во втором случае, не составит труда догадаться, что ситуация в области миграции стабилизируется. Но и такой благополучный исход, каким бы фантастичным он сейчас не казался, не дает права Европе продолжать вести несогласованную политику по тем или иным вопросам, ведь миграция — достаточно естественный процесс, и если Старый Свет справится с этим потоком и Шенген не треснет по швам, то рано или поздно будет новый наплыв иностранных граждан.
Мы не можем мириться со страной — членом Евросоюза, которая открыто отказалась от защиты границ Шенгена. Ведь в таком случае от Шенгена нет никакого толку», заявляет по этому поводу