Педагогическая конференция состоялась 24-27 марта 2014 года в Марианских Лахнях. В последние годы нехватка профессиональных технических кадров наблюдается как в России, так и странах Европы. Эта тенденция напрямую отражается в экономике, которая базируется на развитии промышленности. Вопросы, связанные с нехваткой высокопрофессиональных специалистов различной технической направленности, стали ключевыми в первый день работы Второй открытой международной педагогической конференции в Марианских Лазнях. Общая направленность конференции — проблемы профессиональной ориентации и профессионального образования в России и Европе. Для участия в мероприятии приехали руководители и преподаватели профессиональных образовательных учреждений Москвы, Подмосковья, Липецкой области, а также Тулы, Рязани, Самары, Курска.
Открытие педагогической конференции
На открытии педагогической конференции с приветственным словом выступили генеральный консул РФ в Карловых Варах К. К. Провалов, который отметил важность подобных мероприятий, а также выразил надежду, что неформальное общение и обмен опытом помогут решить общие проблемы в области образования. От имени принимающей стороны выступили вице-мэр города Марианские Лазни Петр Гурка (Petr Hůrka) и первый вице-губернатор Карловарского края Ярослав Борка (Jaroslav Borka).
О профессиональном образовании – на педагогической конференции
Руководитель делегации Департамента образования города Москвы Игорь Сергеевич Павлов в своем вступительном слове обозначил актуальность проблематики и важность данной педагогической конференции. Он привел сравнительные данные по разным странам. Так, в Германии 56% абитуриентов проходят через профессиональное образование, в Сингапуре 83%, в России же 84% поступают в вузы и только 16% — в профессионально-технические учреждения. В современной России среднее специальное образование перестало считаться престижным, вследствие чего возникли перекосы в структуре подготовки кадров, которая уже давно не соответствует потребностям экономики. При этом 30—40% рабочих мест в различных отраслях предназначены именно для квалифицированных исполнителей.
Но остро стоит не только проблема восстановления и развития профессионального образования, но и проблема возвращения в школы функции воспитания. В конституции РФ записано, что государство не должно иметь официальной идеологии, но нигде не указано, что не может быть аксиологии, подразумевающей тот набор ценностей, который мы должны передать детям. На сегодняшний день в школах ведется профилактическая работа по следующим направлениям: борьба с идеологией терроризма, идеологией экстремизма, борьба с наркозависимостью, решение вопросов относительно повышенного суицидального настроения среди школьников, проблем беспризорности, жестокого обращения с детьми. «Итогом конференции я вижу нахождение инновационных подходов в системе средств, так как цели у нас общие», — закончил свое выступление И. С. Павлов.
Проблемы образования на педагогической конференции
Представители различных чешских учебных заведений (школы гостиничного бизнеса в Марианских Лазнях, техникума в г. Острове, школы искусств в Карловых Варах, электротехнического колледжа в г. Пльзень и др.) провели презентации об их истории. В выступлениях также были обозначены проблемы, с которыми повсеместно сталкиваются школы профессионального образования. Главной из них как в России, так и в Чехии является отсутствие интереса к техническому образованию у выпускников школ. Например, представители техникума в г. Острове говорили о том, что в Карловарском крае наблюдается большой выбор нетехнических специальностей, малое количество технических предметов в начальных школах, отсутствие участия работодателей в решении этих проблем.
В последующие дни работы педагогической конференции проходили тематические выезды групп, сформированных из руководителей, преподавателей и психологов, в учреждения профессионального образования (техникум г. Остров, электротехнический колледж г. Пльзень и другие). В Праге состоялся и совместный круглый стол с участием представителей системы профессионального образования и преподавателей вузов.
Педагогическая конференция: итоги
Участники конференции выразили надежду, что прямым итогом этого мероприятия станет заключение сетевых партнерских договоров, а в будущем и реализация системы прямых договоров.
Большая заслуга в организации конференции принадлежит «Русскому дому» в Марианских Лазнях и лично Сергею Комкову, президенту Всероссийского фонда образования. Сергей Константинович еще раз напомнил, что возродить систему технического образования можно только сообща, и только инвестиции в виде как финансовых средств, так и профессионально подготовленных кадров могут положительно повлиять на развитие промышленности в России и странах Европы.
Елена Зотова