Поменять место прописки — непростой процесс. Недаром говорят, что три переезда равносильны пожару. С последними вещами, перевезенными с предыдущего места жительства, проблемы, как правило, не заканчиваются, а только начинаются. Впереди — хождения по организациям и учреждениям, ведь заявить об изменении прописки обязан каждый. Из этой статьи вы узнаете, каким чиновникам нужно сообщить новый адрес и как это быстро и правильно сделать.
Чтобы поменять место прописки, необходимо поставить в известность местные власти о новом адресе постоянного места жительства лучше сразу же после переезда. Это изменение отразится в так называемых базовых реестрах, которые существуют уже практически год и составляют основу электронного государственного документооборота, призванного облегчить гражданам, фирмам и другим субъектам общение с чиновниками, то есть свести к минимуму посещение учреждений и внедрить использование технологий XXI века, обеспечив онлайн-доступность информации.
Далее по теме
Однако не все так просто. К этим реестрам подсоединены далеко не все организации и учреждения, играющие ключевую роль в жизни граждан, а те, которые с электронными системами связаны, обычно все равно попросят вас прийти лично или послать подтверждение об изменении адреса.
Поменять место прописки. Базовые реестры
- Реестр жителей ведет Министерство внутренних дел. Он содержит сведения о гражданах и иностранцах с разрешением на пребывание в ЧР или со статусом беженца.
- Реестром физических и юридических лиц управляет Чешское статистическое ведомство. В нем собраны данные о предпринимателях, фирмах, общественных объединениях и церквях.
- Реестр территориальной идентификации, адресов и объектов недвижимости ведет Чешское управление геодезии, картографии и кадастра. В нем собраны данные о территории отдельных краев, населенных пунктов, земельных участков и улиц.
- Реестр субъектов, наделенных правами и обязанностями, находится под контролем Министерства внутренних дел, которое собирает данные о деятельности государственных органов, а также о правах и обязанностях лиц.
Поменять место прописки. Городская администрация
Чтобы поменять место прописки, вам сначала нужно заявить об этом в городскую администрацию по новому месту жительства. Там нужно посетить так называемый пункт регистрации (чеш. ohlašovna) и предъявить удостоверение личности, а также документ, дающий вам право проживать в доме или квартире (например, договор аренды или нотариально заверенное согласие от владельца недвижимости на ваше проживание) или подтверждающий ваше право собственности по отношению к недвижимости. Городские администрации по всей Чехии обязаны самостоятельно запрашивать сведения в земельном кадастре, так как в прошлом году были подсоединены ко всем базовым реестрам страны. Госпошлина за смену адреса равняется пятидесяти кронам. Чиновник заполнит вместе с вами все необходимые бланки, а от удостоверения личности отрежет уголок. До выдачи нового удостоверения оно останется вашим основным документом вместе с подтверждением о смене адреса, полученным в городской администрации.
Иностранцы, проживающие в Чехии на основании визы, разрешения на долговременное пребывание или постоянное место жительство, обязаны поменять место прописки, поставив печать с новым адресом в загранпаспорт или поменять паспорт резидента ЧР или биометрический паспорт в соответствующем отделении Управления по делам беженцев и миграционной политики. Печать в загранпаспорт ставится бесплатно, за новую биометрическую карту, полученную в связи со сменой адреса, придется заплатить тысячу крон.
Поменять место прописки. Медицинская страховая компания
На сегодняшний день из чешских медицинских страховых компаний к системе базовых реестров подсоединены Медицинская страховая компания Министерства внутренних дел Чешской Республики и Страховая компания сотрудников предприятия Škoda. У остальных страховых компаний этот процесс находится на разных стадиях, поэтому их клиенты в течение тридцати дней обязаны сообщить о смене адреса в письменной форме или лично в любом из филиалов компании, в которой они застрахованы, поменять место прописки. Можно также использовать электронную регистратуру или электронный абонентский ящик. Иностранцам с коммерческим медицинским страхованием также нужно сообщить об изменении адреса — либо лично связаться с компанией, или заявить об этом агенту, у которого была приобретена страховка.
Поменять место прописки. Управление социальной защиты населения
По данным Министерства внутренних дел, Управление социальной защиты населения в полной мере подсоединено ко всем базовым реестрам, то есть теоретически данные о новом адресе физического лица должны быть получены работниками «социалки» автоматически. Однако не всегда так происходит. Нередко чиновники просят заявлять о смене адреса в письменном виде, поэтому не лишним будет лично посетить это учреждение или хотя бы позвонить туда. Если адрес меняет частный предприниматель, то после подачи заявления ему будет выдан новый переменный символ и новый номер счета для взносов на социальное страхование. Если соцзащита выплачивает пенсию через почту, поменять место прописки можно в любом почтовом отделении, заполнив там специальный бланк. Впоследствии почта самостоятельно передаст ваши новые данные Управлению социальной защиты населения. Если выплата пенсии осуществляется переводом на банковский счет, получатель должен заявить о смене адреса в соцзащите. Трудоустроенным гражданам достаточно сообщить новый адрес работодателю.
Поменять место прописки. Финансовое управление
Процесс подсоединения отделений Финансового управления к базовым реестрам все еще не закончен, поэтому его работники не могут автоматически получать сведения об изменениях в личных данных физических и юридических лиц. К трудоустроенным гражданам, которые не являются налогообязанными и не должны подавать налоговую декларацию, необходимость информировать управление о смене адреса не относится. Тем, кто должен декларировать доходы, придется в течение пятнадцати дней сообщить о смене адреса в налоговую инспекцию.
Поменять место прописки. Ведомство по предпринимательской деятельности
Новые данные о вашем адресе (если вы являетесь частным предпринимателем) автоматически появятся в системе Ведомств по предпринимательской деятельности, так как эти учреждения в полной мере подсоединены к системе базовых реестров. Но чиновников будет интересовать другое. Если физическое лицо по адресу постоянного места жительства зарегистрировало и место проведения предпринимательской деятельности, то ведомство потребует предъявить документ, дающий вам право вести бизнес и на новом адресе. Им может быть либо справка из земельного кадастра, подтверждающая право собственности, либо письменное согласие хозяина недвижимости на ведение по этому адресу предпринимательской деятельности. В завершение работники учреждения выдадут обновленное предпринимательское свидетельство.
Поменять место прописки. Автомобиль
Еще одним документом, на котором отразится новый адрес постоянного места жительства, являются водительские права. Если вы переселяетесь в рамках одного населенного пункта, то ничего менять не придется. А вот если вы переехали, например, из Либерца в Теплице, то графу с местом жительства на водительском удостоверении нужно поменять. Центральный реестр водителей к базовым реестрам подсоединился в марте 2013 года, однако посещения департамента транспорта в новом месте жительства не избежать.
Об изменении каких-либо данных на водительском удостоверении необходимо сообщить в течение последующих пяти дней. Для этого нужно взять старые права, новое удостоверение личности и одну фотографию паспортного формата. Госпошлина за внесение нового адреса — пятьдесят крон. За срочное оформление водительского удостоверения (за пять дней) заплатите пятьсот крон.
Владельцев автомобилей ждет также посещение реестра транспортных средств и замена регистрационных номеров. Для этого потребуются оба технических паспорта, страховка, зеленая карта, подтверждение о техосмотре и оба регистрационных номера. Госпошлина также составит пятьдесят крон.
Поменять место прописки.Частные организации
Не стоит забывать и о различных частных организациях, которым также нужно сообщить новый адрес постоянного места жительства. К ним относятся, например, банк, отделение мобильной связи, коммерческая страховая компания. Оповещение частных организаций об изменении личных данных клиентов должно было стать одной из самых нужных функций системы базовых реестров, причем каждый бы мог самостоятельно выбрать, каким компаниям нужно автоматически сообщать новую информацию. В настоящее время интенсивно разрабатываются способы однозначной идентификации полученных данных отдельных клиентов, потому что далеко не все частные лица готовы их принимать, хранить и обрабатывать. Клиентам не остается ничего другого, как самостоятельно узнать, смогла ли та или иная организация подсоединиться к реестрам и пользоваться имеющейся в них информацией.
Главныцй редактор газеты “Эксперт” Анастасия Шестакова